Величие творческого наследия Айвазовского

Величие творческого наследия Айвазовского

Иван Айвазовский портретСегодня, 29 июля день рождения Айвазовского. Насчёт этой даты, но ни в коем случае не в честь дня рождения выдающегося художника мариниста, во всей сети начались дебаты. Журналюги сетуют, что не могут накопать никакой грязи в биографии Айвазовского, чтобы вылить её нам на головы. Ну нету такового у Айвазовского. Жил приличненько и спокойненько, придраться не к чему, следовательно (с точки зрения журналюг) и писать особо нечего. Хотя, повод для обливания грязью нашёлся: украинцы-де, обозвали Айвазовского «украинским художником» и возмущению бумагомарателей нет предала: как посмели?!

Между тем, стоило бы заглянуть хотя в мудрейшую из мудрейших, в Википедию и почитать о том, что:

Иван Константинович Айвазовский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; родился 17 [29] июля 1817 год — скончался 19 апреля [2 мая] 1900 год) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почетный член Императорской Академии художеств, почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

Ну чем не повод для развязывания чего-нибудь там? Из nation принадлежности или ещё чего-то? Однако молчат.

Происхождение рода Айвазовскиx

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовской. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; в совершенстве владел 6 языками.
Айвазовский морской пейзаж
Встречаем мы только денежные вопросы: кто, сколько хапнуть успел, и руки нагрел на имени художника. Оказывается Третьяковская галерея, которая устроила… нет, не банкет в честь художника и даже не благотворительный вечер, она устроила платную выставку, и уже успела продать более 20 000 билетов. Сколько хапнули в денежном эквиваленте, нам не говорят.

Если говорить о жизни Айвазовского, как человека и как художника, о нём многое можно было бы рассказать любопытного. Например, известен факт, касающийся его творчества. Искусствоведы противопоставляют двух гениев русской живописи,- Шишкина и Айвазовского. Шишкин писал свои огромные картины исключительно на «пленэре». А вот с Айвазовским всё было немного иначе. Кто имел счастье видеть его картины воочию (не те, что хранятся в Третьяковке, там почему-то собрано не самое лучшее), особенно поездив по Украине и побывав в музеях Украины, поражался тому, насколько «живыми» выглядят его холсты. Вода настолько натуралистично изображена, что кажется, можно в неё руки окунуть, и, что вот-вот выпрыгнет из воды какая-нибудь рыба. Ощущается даже прохладный воздух и запах морской воды (ну, это я так, для красивого словца вставил).

Так вот, Айвазовский тоже, казалось бы писал свои картины «с натуры», или как говорят спецы «на пленэре». Только, отличие в работе Айвазовского и Шишкина состояло в том, что Айвазовский мог часами наблюдать море, затем делал себе в блокноте небольшие почеркушки, или, говоря современным тупосленгом «скетчи» (по русски «наброски»), затем возвращался в свою мастерскую и там создавал на основе этих набросков свои натуралистические картины. Поразительно, но факт, подтверждённый его современниками.
Иван Айвазовский картина Девятый вал
Один эпизод из жизни Айвазовского мог бы послужить для журналистов, если не поводом для поливания грязью (в их профессии это главное), то для раздувания сенсации точно пригодился бы. О нём, к сожалению, не упоминает мудрейшая Википедия, и в большинстве биографий этот эпизод обойдён молчанием. Я расскажу о нём вкратце, а подробности оставлю читателям как «домашнее задание», кому будет интересно найдёт их, секретными они не являются.

Айвазовский был ещё и художником, изображающим батальные сцены, и также как Верещагин, писал свои картины, непосредственно наблюдая морские бои. Но речь не об этом, а о том, что однажды, редко путешествующий морским путём Айвазовский, совершая, как сейчас бы сказали «круиз» на одном из кораблей, попал в сильнейшую бурю. Никто из путешествующих на этом корабле не думал, что им удастся выйти живыми из сей передряги, но, тем не менее, они остались в живых. Именно пережив на своей, как говорится «шкуре» все прелести морского шторма, и будучи на волосок от смерти, Айвазовский создал свой знаменитый «Девятый вал«. Описание этих моментов следовало бы поискать в литературе, и почитать, они того стоят.

А мы, тем временем будем рассматривать картины художника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *