Вебинары-лекции о первобытном искусстве

Вебинары-лекции о первобытном искусстве

Пройдя одну ступень анализа первобытного искусства, а именно, анализа «палеолитических Венер«, мы уже можем гораздо глубже понимать взгляды некоторых учёных, да и вообще большей части учёного сословия на первобытное искусство. Главное, мы получили ключ, возможность самостоятельно отделять «зёрна от плевел», который даст нам возможность увидеть и понять многие тенденции современных толкователей как древнего искусства, так и человеческого творчества в целом.

Палеолитические венеры Кукутень
Среди традиционной науки, отношение к первобытному искусству далеко от общепризнанных шаблонов не ушло в плане понимания. Ритм или музыку задали французские структуралисты, и их идеи подхватил целый хор сторонников и оппонентов. Что характерно, и те и другие поют примерно одно и то же, как в музыке, только вариации разные, но числятся по взаимопротивоположные стороны баррикад. Парадоксально, но факт.
Тон задаёт книга Леви-Брюля , и не просто книга, а её первоначальное название «L’âme inferior«. Именно это, пренебрежительное или как сказали бы сегодня дискриминационное название, звучащее на русском языке как: «Недоразвитый человек» или «Человек низшего уровня развития» Именно этот термин стал лейтмотивом всех последующих исследований в области древнего и первобытного, независимо от рассматриваемого периода времени и предмета рассмотрения. И это, несмотря на то, что сам Леви-Брюль в следующих изданиях подкорректировал название, и стал говорить «L’âme primitive» — «Первобытный человек«. В науке так и повелось, сохранился первоначальный импульс,— древний или первобытный, значит в чём-то уступает современному (развитому) человеку.

Палеолитические венеры Культура Гумельница Cultura Gumelnita
Этого мнения придерживаются многие современные знатоки первобытного искусства: «Сравнительный анализ современного мышления в онтогенезе и патологии с образным мышлением человека эпохи палеолита показывает, что палеолитическое искусство было не просто частью первобытного мышления — оно в известном смысле и было самим первобытным мышлением, будучи в равной мере начатками и изобразительного искусства, и пиктографии, т.е., по сути дела, письменности, поскольку содержало элементы и последующих эмоциональных образов, и письменных знаков, в принципе лишенных эмоциональной окраски». Признавая то, что первобытное искусство есть часть самого человека того времени, автор, тем не менее, не забывает соотнести этот феномен с областью патологии.

Венеры палеолита

Еще цитата:

«На том уровне знаний и о палеолите, и о психологии современного человека, что существует сейчас, в начале XXI в., можно с достаточно высокой долей вероятности говорить о двух по крайней мере функциях палеолитического искусства.

Во-первых, это компенсаторная функция: удовлетворяя потребность в новых впечатлениях, изображения эпохи палеолита способствовали ускоренной эволюции вида. Во-вторых, на протяжении десятков тысячелетий палеолитические живопись и петроглифы оставались не более чем отметинами животных, сделанными человеческим способом. И только в мезолите и неолите они действительно начнут обретать смысл, оторванный от физиологической нужды пометить место своего пребывания. Следы станут знаками, а на смену «аффекту» придёт понимание». (П.А. Куценков)

Пещерная живопись Альтамира
Однако, такое мнение бытует более всего в среде «учёных», особенно антропологов и прочих «археологов», а вот в искусствоведении, и более всего в среде художников каждый понимает, что древний человек во многом, если не во всём превосходил в своём творчестве современного художника. Это признавали почти все знаменитые художники прошлого, и многие равнялись на творчество первобытного человека. Примеров привести можно много. Модильяни, Гоген, Матисс, Пикассо и многие другие изучали всё, что связано с первобытным искусством и пытались достичь такого же уровня мастерства. Но, на сегодняшний день считается, что никто ещё не превзошёл совершенство, вложенное в фрески Ласко или Альтамира, а также целого ряда других произведений искусства древнего человека.

Пещерная живопись Ласко Франция
Подводя итоги, и основываясь на материалах наших лекций можно смело заявить о том, что автор, вышеприведённый и многие другие подходит к анализу искусства слишком тенденциозно, и не учитывает целый ряд факторов. Прежде всего имеющих отношение к художественной стороне вопроса. Это очень печально. Было бы намного полезней, если бы наука работала в содружестве с художниками и искусствоведами. В выигрыше были бы обе стороны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *